И.А.Ильин

Мысли о воспитании:

ИСТОРИЯ.

  

    Русский ребенок должен с самого начала почувствовать и понять, что он славянин, сын великого славянского пле­мени и  в то  же  время сын великого русского народа, имеющего за собою величавую и трагическую историю, перенесшего великие страдания и крушения и выходившего из них не раз к подъему и расцвету. Необходимо пробудить в ребенке уверенность, что история русского народа есть живая сокро­вищница, источник живого научения, мудро­сти и силы. Душа русского человека должна раскрыть в себе простор, вмещающий всю русскую историю, так, чтобы инстинкт его принял в себя все прошлое своего народа, чтобы воображение его увидело всю его веко­вую даль, чтобы сердце его полюбило все со­бытия русской истории... Мы должны освоить волею наше прошлое и волею замыслить на­ше будущее. Мы должны прочувствовать окрыленные слова Пушкина: «Гордиться сла­вою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие. И еще: «Клянусь вам моею честью, что я ни за что на свете не согласил­ся бы ни переменить родину, ни иметь дру­гую историю, чем история наших предков, ка­кую нам послал Господь». При этом нацио­нальное самочувствие ребенка должно быть ограждено от двух опасностей: от националистического самомнения и от всеосмеивающего самоунижения. Преподаватель истории отнюдь не должен скрывать от ученика сла­бых сторон национального характера: но в то же время он должен указать ему все источ­ники национальной силы и славы. Тон скрытого сарказма по отношению к своему на­роду и его истории должен быть исключен из этого преподавания. История учит духов­ному преемству и сыновней верности: а исто­рик, становясь между прошедшим и будущим своего народа, должен сам видеть его судьбу, разуметь его путь, любить его и верить в его призвание. Тогда только он сможет быть истинным национальным воспитателем.

Используются технологии uCoz